Как восстановить бухгалтерский учет

На предприятии может стать необходимым восстановление бухгалтерского учета. Причиной может стать некачественное ведение первичной документации, ошибки в бухгалтерской отчетности, отсутствие специалистов, некачественное оборудование, отсутствие специальных программ и некоторые другие причины. Иногда причиной может стать смена персонала, незаинтересованность служащих или полное отсутствие бухгалтера. Редко, но возможно возникновение такой ситуации, когда документы или бухгалтерские данные уничтожены ввиду поломки сервера или порче бумаг.

Список возможных причин достаточно большой, но достаточно лишь одного из перечисленных моментов, когда приходится восстанавливать бухгалтерский учет. Изредка руководству проще ликвидировать юридическое лицо, чем заниматься восстановлением бухгалтерии. Это можно сделать, если фирма не котируется на рынке, но если фирма достаточно успешна, то намного выгоднее всё таки восстановить бухгалтерский учет.

На начальных стадиях процесса восстановления проводится анализ ситуации с бухгалтерией, подлежащей восстановлению. Выясняются зоны по степени проблемности, в результате чего принимается решение, частично или полностью восстанавливать учет. Если принимается решение о частичном восстановлении бухгалтерского учета, то можно затронуть один необходимый период, когда был потерян учет, например, по причине отсутствия бухгалтера. Если решено восстанавливать учет полностью, то необходимо прорабатывать документы за весь период во всех хозяйственных зонах.

Работа по непосредственному восстановлению бухгалтерских документов начинается с частичной или полной инвентаризации. В результате работы выявляется совпадение или расхождение наличия имущества предприятия с данными бухгалтерии.

Следующий этап — это проверка первичной документации, а также сбор и анализ всех документов предприятия. При необходимости восстанавливаются накладные, счет-фактуры, на основании которых будут заполняться регистры аналитического учета. Также необходимо решить вопросы по сверке с покупателями и поставщиками фирмы. Для этого отправляются в данные организации необходимые запросы. Параллельно сверяются документы с ИФНС и внебюджетными фондами.

После завершения восстановления бухгалтерского учета проводится аудиторская проверка, в результате которой подтверждается отсутствие ошибок в налоговом и бухгалтерском учете. После получения аудиторских данных формируется обязательная отчетность в ИФНС, доплачивается недостаток в налогах. На этом этапе считается, что на предприятии успешно восстановлен бухгалтерский и налоговый учет и фирма может продолжать успешно работать.